Украл из сети, может кто читал:
20 июня 1923 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров приняли совместное постановление "О бойкоте Швейцарии". Поводом для введения экономических санкций в отношении этой страны стало убийство в ресторане отеля "Сесиль" (Лозанна) Вацлава Воровского – полномочного делегата России, Украины и Грузии на международной конференции. Предпринятые Россией меры тяжело ударили по интересам известных швейцарских часовых фирм, у которых советское правительство намеревалось закупать часы, провозгласив, что "каждый работник социалистического государства должен с уважением относиться к времени всего общества в целом и каждого товарища в отдельности Для воспитания точных и аккуратных людей требуются часы".
Как следует из преамбулы постановления "О бойкоте Швейцарии", федеральное правительство этой страны заняло "крайне враждебную позицию по отношению к Союзным правительствам России, Украины и Грузии", выразившуюся в непринятии должных мер охраны жизни и безопасности полномочного делегата России, Украины и Грузии на 2-й сессии Лозанской международной конференции, в результате чего Воровский был убит, а двое его сотрудников ранены, а также в том, что швейцарские власти не дали Советскому правительству "удовлетворения, которого последнее требовало в связи с убийством т. Воровского, а на последнее представление Советского правительства вовсе не ответило". Кроме того, как говорится в документе, швейцарская сторона проявляет "явное попустительство по отношению к убийцам т. Воровского и к соучастникам убийства, не принимая против этих лиц тех мер пресечения, которые обычно принимаются против важных государственных преступников".
В связи с этим ВЦИК и СНК поручили Наркоминделу и консулам РСФСР прекратить выдачу въездных виз швейцарским гражданам, "кроме трудящихся, кои не несут ответственности за неслыханные действия Швейцарского Правительства", а Внешторгу и его органам за рубежом было предписано не вступать в торговые сделки с швейцарскими гражданами или представителями швейцарских фирм, а также не утверждать никаких сделок с ними. При этом из Швейцарии были отозваны все представители и агенты государственных хозяйственных органов РСФСР, все коммерческие переговоры были прерваны, а предложения по концессионной деятельности отклонены.
Тем не менее начавшийся 5 ноября 1923 года в кантональном суде с участием присяжных заседателей судебный процесс по делу убийцы Воровского – Мориса Конради, выходца из петербургской семьи обрусевших швейцарцев и бывшего белогвардейского офицера, а также его сообщника, закончился оправдательным вердиктом. Главный фигурант поведал судье и присяжным историю, в соответствии с которой во время красного террора он лишился отца, умершего после избиения в ЧК, одного из братьев, а его дядя, бывший купец 1-й гильдии, владелец кондитерских фабрик, был расстрелян властями как заложник. В последнем слове он сказал: "Я верю, что с уничтожением каждого большевика человечество идет вперед по пути прогресса. Надеюсь, что моему примеру последуют другие смельчаки, проявив тем самым величие своих чувств" Это произвело впечатление на швейцарское правосудие, и коллегия, невзирая на напоминание прокурора, что преступлением является убийство даже тирана, большинством голосом признала, что Конради действовал "под давлением обстоятельств, проистекших из его прошлого". Политизированная обстановка, в которой происходил суд, а также оправдательный приговор Советское правительство расценило как намеренное оскорбление и нежелание швейцарской стороны урегулировать конфликт.
Новым шагом СССР в усилении санкций в отношении Швейцарии стал отказ участвовать в работе различных международных организаций на территории этой страны. Так, в сентябре 1925 года VI сессия Лиги наций приняла решение о проведении в Лозанне конференции по сокращению и ограничению вооружений, при этом СССР был приглашен к участию в работе подготовительной комиссии. Однако Советское правительство заявило о невозможности командирования своих представителей в швейцарию "до разрешения конфликта с последней". В результате Советский Союз не принимал участия в первых трех сессиях Подготовительной комиссии по разоружению. Такая тактика СССР вынуждала Лигу Наций переносить ряд конференций в другие страны, что наносило альпийской республике ощутимый материальный ущерб.
Заметное влияние бойкот оказывал и на швейцарскую промышленность, лишенную возможности использовать советский рынок. Так, санкции затронули интересы крупных часовых фирм "Буре", "Мозер", "Нарден", "Докса", "Тиссо", "Ле Глоб", "Таван", "Омега", "Лонжин" и других, у которых СССР намеревался закупать до 400 тыс. штук карманных часов в год (прославленные фирмы были также готовы образовать совместное акционерное общество "Центрочасы" для производства в СССР будильников, ходиков высшего качества, стенных и настольных часов). Все эти обстоятельства и вынудили правящие круги Швейцарии в конце концов проявить некоторую уступчивость. В апреле 1927 года при посредничестве Германии советская и швейцарская стороны подписали в Берлине протокол, в котором содержалось заявление, что швейцарское правительство "всемерно осуждает" убийство Воровского и покушение на убийство его сотрудников, выражает в связи с этим сожаление и готово предоставить дочери Воровского материальную компенсацию (таковы были минимальные требования советского правительства).
В связи с подписанием этого документа ЦИК и СНК СССР приняли 4 мая 1927 постановление о прекращении экономического бойкота Швейцарии. Однако напряженность в отношениях между двумя странами сохранялась еще долго. Когда Швейцария в октябре 1944 предложила восстановить дипломатические отношения с СССР, Кремль уклонился от этого, заявив, что "швейцарское правительство до сих пор ни в какой форме не отмежевалось от своей прежней враждебной Советскому Союзу политики". Только после повторного предложения Федерального совета Швейцарии в марте 1946 года советское правительство выразило согласие обменяться посланниками.
http://pravo.ru/news/view/106416/
Отредактировано Gato (26.04.16 17:12:25)